Поиск по сайту

Дмитрий Волков: "Реформа уперлась… в региональную летаргию"

20 Сентября 2019 16:28

В Минстрое России состоялся пресс-брифинг заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Дмитрия Волкова.
Темой обсуждения стали основные направления развития ценообразования в России.


С нашей системы брали пример

Замминистра достаточно подробно рассказал об истории развития системы ценообразования в стране за последние годы. И не удивительно, она у нас такова, что запутаться в ней ничего не стоит.

Начал он с того, что напомнил, какую ситуацию мы имели всего год назад. Существовала система ценообразования, которая основывалась на сметно-нормативной базе, разработанной в период с середины прошлого века по 70-е годы. Эта система ценообразования была столь совершенна, что ее воспринимали и во многих других странах вместе с нашей системой технического нормирования.

Когда у нас в 90-е годы начались перемены и ситуация перестала быть стабильной, эта система ценообразования, которая основывалась на базисно-индексном методе очень, сложно адаптировалась к происходившим переменам. Поэтому ее дополнили еще двумя методами — ресурсным методом и ресурсно-индексным методом.

Сегодня все эти три метода ценообразования существуют и сосуществуют.

Однако еще год назад у нас главенствовала точка зрения, что все дело в методах. И что из них нужно выбрать какой-то один, например, ресурсный. Он будет точный. А остальные сложно довести до актуального состояния, когда ими можно будет пользоваться.

А здесь, в свою очередь, наиболее важными являются два момента. Первый — текущая стоимость материалов, машин и механизмов, зарплата. И вторая — норма использования данных ресурсов.

Но специалисты задумались: как обоснованно и безупречно определить текущую стоимость материалов в условиях рыночной экономики?

Поэтому решили сосредоточиться только на производителях и обязать их сдавать информацию о стоимости своих рыночных материалов и изделий, на основе чего создать ФГИС ЦС. Год назад она была создана, запущена в эксплуатацию и успешно работает.



Про какие «овраги» забыли теоретики

Порядка 3 000 производителей стали направлять в эту систему свои данные на основе своих фактических сделок.

Мы поняли, что если мы запустим ресурсный метод с теми методиками, которые мыслились, то у нас получится не корректно. Почему? Потому что у нас производителей не 3000, а более 8000, а во-вторых, те производители, которые зарегистрировались, сдают несмотря на действующее постановление правительства данные не по всем сделкам, которые совершают, а только по части. Наконец, если брать эти данные о конкретных сделках, то  выясняется, что в бедных регионах эта цена занижается, а в богатых — напротив, завышается. Поэтому в итоге получаем неадекватную цену.

Кроме того, производители не очень-то хотят раскрывать данные о своих фактических сделках.

— Поэтому мы предложили правительству среднесрочный план совершенствования системы ценообразования, сообщил Дмитрий Волков. — Его цель — сделать все, что было задумано. Мы должны дать людям точный, адекватный ресурсный метод. Но на это придется потратить чуть больше времени. А пока мы его доводим до ума, мы будем использовать тот единственный действующий инструмент, которым и сегодня вся страна пользуется —  базисно-индексный метод. Но будем его совершенствовать.

При этом замминистра пояснил:

— Мы предлагаем совершенствовать действующую систему ценообразования, которая базируется на применяемом ресурсно-индексном методе, когда большая часть ресурсов берется по базе 2000 года с индексом пересчета, выпущенной Минстроем России и регионами, а часть ресурсов берется по текущей цене методом конкурентного анализа. Мы считаем, что сейчас нам надо поработать вместе с регионами, чтобы точнее считать этот индекс, а также дать более четкий метод для расчета конкурентного анализа. Это значительно повысит точность системы ценообразования — по нашим оценкам, на 15-20%".



Базы разморозили… но «оттаяли» они не везде

В свое время, чтобы ускорить введение ресурсного метода, все сметно-нормативные базы были заморожены. С того момента, когда заморозили, прошел год. Закон запрещал вносить туда какие-либо изменения. Но появляется огромное количество новых материалов и технологий и надо дать возможность включать их в сметы. Поэтому в 151-й федеральный закон внесли изменения, касающиеся переходного положения. И с 27 июня мы получили возможность актуализировать сметно-нормативную базу.

Дмитрий Волков сообщил, что в соответствии с постановлением правительства регионы должны, представить экономически обоснованные расчеты зарплаты рабочего-строителя первого и четвертого разряда, а кроме того, провести мониторинг стоимости материалов, машин и механизмов по перечню Минстроя и представить эти данные в Главгосэкспертизу для расчета индексов.

Однако, как выяснилось, только 11 регионов российской Федерации предоставили данные по экономически обоснованным индексам зарплат строителей, которые должны лечь в основу реформы ценообразования в отрасли. Замминистра выразил серьезное беспокойство тем, что, несмотря на все усилия Минстроя, в большинстве регионов недооценили сложность работы и не приложили достаточных усилий для выполнения поручения премьер-министра, в соответствии с которым необходимо уточнить индексы изменения сметной стоимости работ во всех регионах, причем сделать это нужно в два этапа — к 1 октября и к 1 декабря этого года.

— Это означает, что мы не можем выстроить полную картину по всей стране и не можем решить главную цель, ведь эти экономически обоснованные индексы актуализируют всю систему ценообразования, — подчеркнул Волков.



Чем на систему пенять, возьмитесь-ка за дело…

— В информационном пространстве критикуют систему ценообразования, что она не совершенна. Но мы полагаем, что сейчас нужно критиковать не систему ценообразования, а собственную работу. Работать нам надо совместно с регионами. Мы ждем от коллег, что работа активизируется, — подчеркнул замминистра.

Отвечая на вопрос журналистов, почему регионы не торопятся применять новый инструментарий на практике, замминистра отметил, что в некоторых субъектах за долгое время произошла определенная «атрофия». Если, например, в Москве и Московской области мониторингом цен занимается достаточно большое количество специалистов, то ряд других регионов довольствуется индексами, которые публикует Минстрой.

Замминистра отметил, что совершенствование действующей в России системы ценообразования в строительстве позволит повысить ее точность на 15-20%.

Говоря о перспективах развития системы ценообразования, Дмитрий Волков сообщил, что с 1 января 2021 года Минстрой планирует провести апробацию ресурсной модели с возможностью определения сметной стоимости строительства ресурсно-индексным методом по отдельным ресурсам, а с 2022 года планируется полноценное применение ресурсного метода с применением сметных цен строительных ресурсов, определенных на основании результатов государственного мониторинга цен непосредственно от производителей, размещаемых в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС).


Файл для скачивания : Статья_Волков Д.А..pdf /

Все новости

00:00